Велозаводская,3: Памятник архитектуры на рабочей окраине

Жилой дом Завода им. Лихачёва
Москва, Велозаводская ул., д. 3/2
1936—1937 гг.
Архитектор И.Ф. Милинис

Когда случайно попадаешь в московский район под названием Южнопортовый, невольно ожидаешь от него соответствующего духа, чего-то одесского, необычного. Проносятся в голове и скептические мысли: «Это же юго-восток столицы, сплошь промзона!» Но на ловца и зверь бежит: необычное все же находится! На углу Новоостаповской и Велозаводской улиц расположен удивительный дом.
Заводской район
Если идти от метро «Дубровка», сначала проходишь действующий хлебозавод. Еще как действующий! Запахи сдобы разносятся по всем району. После хлебозавода надо миновать еще пару домов. Со стороны Велозаводской к дому № 3 подступает еще один завод — ЦНИИ «Комета» по производству космических аппаратов. Один из жильцов дома вспоминает: «Справа от дома, за кустами, проходная завода, который в 60-х назывался „Мосприбор“. На нем 35 лет верой и правдой работала моя мама, отсюда меня каждое лето отправляли в пионерский лагерь „Маяк“ от этого самого завода. Потом проходную переоборудовали, завод назвали „Комета“, а деревья уничтожили». Другой собеседник, глядя на архивное фото, уточняет, что завод якобы производил пулеметы (вполне возможно, в военные годы), а затем системы управления ракетами.
Впрочем, дом на Велозаводской к этим предприятиям не имеет никакого отношения. А селились здесь сотрудники автозавода им. Лихачева (ЗИЛ), который находится на Автозаводской улице.
Дом строился в 1936-37 годах по проекту известного архитектора Игнатия Милиниса, который разрабатывал и проекты дома культуры завода «Серп и молот», и знаменитого Дома Наркомфина. При этом последний является памятником архитектуры и наличествует в электронном реестре сайта «Культурное наследие», а дом на Велозаводской — нет. Хотя вспомним, что наполненность реестра памятников — давняя проблема.
Зато дом на Велозаводской включен в список экскурсии «Выход в город», организованной при поддержке Департамента культурного наследия Москвы. Да и в объявлениях о продаже квартир всезнающие риэлторы подчеркивают: дом с колоннами — памятник архитектуры!
Туннель с фаянсом
Колонны, конечно же, не единственная значимая деталь этого проекта. Корпуса семиэтажного дома соединены квадратной аркой, которую венчает галерея с колоннами. Над аркой, кстати, нет жилых помещений, то есть она выполняет вроде бы чисто эстетическую функцию — ну, еще конструктивную, соединяя корпуса в единое здание. Хотя сказывают, что в советское время по праздникам арку занавешивали портретами вождей. Кто знает, может, скоро снова пригодится…
Окна здесь высокие и немного напоминают мастерские художников в доме на Верхней Масловке. Потолки — 3,2 метра. Балконы тоже выполнены в виде галерей — точнее, это лоджии, площадью около 20 метров! В некоторых квартирах по две лоджии.
Вот такой отзыв об этом доме встретился в сети: «Очень интересна планировка квартир. Я нигде ещё не видел, чтобы в ванной было полноценное окно, да ещё на первом этаже. Или, например, такой туалет — длинный узкий туннель, в конце которого стоит фаянс. Вместе с тем, высота потолков, лепнина, толщина стен, колонны на балкончиках внушают уважение и даже какое-то мистическое восхищение».
Кстати, что характерно: обычно здания эпохи конструктивизма вызывают у современного человека мало позитивных эмоций. Но этот дом симпатичен многим — уважение вызывают его масштаб, сам необычный проект и, возможно, то, что такое старое здание сохранилось в заводском районе.
Район, кстати, сложно и обругать, и захвалить. Из явных минусов можно выделить то, что все-таки вокруг много заводских территорий. Также Велозаводская улица является крупной шумной магистралью и переходит в трассу М4. Здесь не редки пробки даже не в часы пик.
Зато пешком можно дойти до станции метро «Дубровка» или добраться транспортом до «Кожуховской», «Автозаводской» или «Пролетарской». Пешком можно добраться и до набережной Москвы-реки, а также посетить Крутицкое подворье — памятник XIII века с палатами, храмами, теремами.
В самом доме № 3 находится супермаркет «Магнит», что облегчает жизнь здешним обитателям. Через дорогу — городская больница № 13, которая, кстати, после капремонта выглядит нисколько не отпугивающе, при больнице еще и оборудован сад для прогулок. Район вообще довольно зеленый. Хотя зимой впечатления наверняка будут другими.
Памятники начинают и проигрывают
Итак, сколько же стоит поселиться в памятнике архитектуры в ЮВАО? В доме продается всего четыре квартиры, все они многокомнатные. Самая дешевая — «трешка» за 12,8 млн рублей: прилагается 4 балкона (очевидно, по 2 спаренные лоджии) и пресловутая ванна с окном — для седьмого этажа даже плюс!
Самое дорогое предложение — шестикомнатая угловая квартира, 130 кв. м, с окнами на три стороны, с двумя лоджиями, третий этаж — почти 17 млн рублей (около 130 000 рублей за метр).
Жилья в аренду здесь нет: только в доме напротив сдается трехкомнатная квартира за 54 000 рублей в месяц, из которой можно смотреть на интересный дом квадратной аркой.
Для сравнения: квартиры в панельной новостройке на Велозаводской, 2 продаются дороже (по цене метра). Например, двухкомнатная без отделки, площадью 68 кв. метров, обойдется в 12,8 млн рублей. Малогабаритная «двушка» 38 метров продается за 7 млн рублей (186 000 рублей за метр).
Напрашивается неутешительный вывод: похоже, за пределами центрального округа памятники архитектуры чиновники замечать не собираются.
Обозреватель ГдеЭтотДом.РУ Юлия Зябликова

Comments are closed.