Мотопия. Рай для пешеходов

«Ни один человек не будет ходить там, где ездят автомобили. И ни один автомобиль не будет посягать на участки, отведенные исключительно для пешеходов», – так британский архитектор Джеффри Алан Джеллико (Geoffrey Alan Jellicoe) описывал свой город будущего.

Motopia as illustrated in 1960 by Arthur Radebaugh for “Closer Than We Think” (Source: Novak Archive)

Джеллико в 1960 году рассказал корреспонденту Associated Press о своей концепции совершенно нового типа британского города, в котором футуристические машины с верхом в форме пузырька должны были свободно разъезжать по эстакадным дорогам, а пешеходы спокойно перемещаться по движущимся тротуарам. У этого города, главная изюминка которого состояла в том, что людям там не нужно бояться машин, было довольно странное название – Мотопия.

Построить его планировали в 27 километрах к западу от Лондона. Сметная стоимость строительства составляла около 170 миллионов долларов. Мотопия была очень смелым, пусть немного идеалистическим проектом города, растущего от земли вверх. Предусматривалось, что численность населения там составит 30 тысяч человек, и все они будут жить в возведенных симметрично по сетке зданиях, на крышах которых расположатся автомобильные трассы. На площади в 400 гектаров планировалось построить школы, магазины, рестораны, церкви и театры.

Motopia, the city of the future planned for just outside London (Source: Novak Archive)

Мотопия должна была стать городом без тяжелой промышленности, «сообществом общежития», с трудоустройством жителей в других местах. Планировалось, что город будет современный, но спокойный. В нем новое и смелое послевоенное будущее не означало отказ от более мирных аспектов повседневной жизни. Но как насчет всего этого шума на дорогах сверху? Градостроители на это сразу отвечали, что будут использовать  особую изоляцию, чтобы погасить шум от машин, ревущих на ваших крышах.

«В этом городе мы отделяем биологические элементы от механических, – заявил тогда Джеллико Associated Press. – Секрет очень прост».
После Второй мировой войны в 1946 году Британия приняла Закон о новых городах, который давал правительству полномочия быстро выделять земли под новую застройку. Еще до окончания боевых действий британцы начали планировать, как они перестроят Лондон, направив жителей в менее густонаселенные пригороды и городки за пределами столицы. Лондон сильно пострадал во время войны, и быстрая застройка таких городов и пригородов стала необходимостью, поскольку за счет этого можно было решить проблему перенаселенности. После принятия Закона о новых городах в период с 1946 по 1950 год было построено 14 новых городов. Но как говорит Гай Ортолано (Guy Ortolano) из Нью-Йоркского университета, эти скромные населенные пункты не производили должного впечатления на авангардистов от архитектуры того времени.
Ортолано в своей написанной в 2011 году работе под названием «Планирование городского будущего в Британии 1960-х годов» отмечает, что правительства британских консерваторов в 1950-е годы заложили всего один новый город. Но с наступлением 1960-х и с началом «беби бума» вновь возник интерес к строительству городов.
25 сентября 1960 года вышел воскресный комикс художника и дизайнера Артура Рейденбо (Arthur Radebaugh) под названием «Ближе, чем мы думаем», который был посвящен Мотопии Джеллико и давал читателям из Северной Америки красочную и яркую возможность взглянуть на город завтрашнего дня. Машины у Рейденбо были меньше похожи на каплевидных букашек британских проектировщиков, и больше напоминали детройтскую продукцию середины века с ее хвостовым оперением и молдингами. Это было вполне естественно – ведь Рейденбо жил и работал в Детройте. Он также сделал движущийся тротуар гораздо более заметной частью своей иллюстрации, чем это было у Джеллико и его команды.
Ортолано пишет в своей работе, что с 1961 по 1970 год застройку новых городов в Британии стали осуществлять более амбициозно и творчески, включив в проекты в качестве важных элементов частные автомобили, монорельсовые дороги и даже транспорт на воздушной подушке. Но Мотопии не суждено было появиться на свет, несмотря на оптимистические прогнозы Джеллико.
«Мотопия не только возможна, она практична, потому что  экономична, – заявил он Associate Press. – Жилье там будет не дороже, чем квартиры в многоэтажных домах, таких, например, как здание лондонского муниципалитета».

Close-up of the scale model Motopia city of the future (Source: British Pathe screenshot)

Джеллико рассказывал, что футуристический город Мотопия будет подобен парку – что опять же вызывает сомнения в правильности названия. Но он рисовал в своем воображении не только города будущего. В номере Stars and Stripes от 30 января 1960 года сообщалось, что у Джеллико было множество идей по ландшафтному дизайну Британии завтрашнего дня. Это план «Сохо в 2000-м», предусматривавший снос прославленного старого столичного квартала и его перестройку в соответствии с потребностями городской жизни 20-го века. Это проект торгового центра для маленьких промышленных городков в центральных графствах Англии, где до сих пор нет современных магазинов. Это также круглая площадь с радиально расходящимися улицами Сент-Джон к югу от Лондона, где планировалось создать современные жилые кварталы, огромное транспортное кольцо и вертолетные площадки.

Увы, ни один из этих футуристических проектов не был реализован, но короткий кинорепортаж о планах Джеллико по строительству Мотопии можно посмотреть на сайте British Pathe.

Оригинал публикации: Motopia: A Pedestrian Paradise

Источник: http://www.inosmi.ru/world/20121209/203083345.html#ixzz2Fv0YOukg

Comments are closed.