Немецкая волна. Новое о московских контактах «Баухауза» в 1920-е – 1930-е годы

Автор: Андрей Мирошкин

Еще один проект, посвященный архитектуре 1920-х годов, заканчивается на днях в Галерее ВХУТЕМАС при МАРХИ. Выставка «Баухауз в Москве» рассказывает об участии знаменитой немецкой школы в советской художественной жизни этого периода. Проходящая в рамках Года Германии в России, экспозиция показывает малоизвестные грани деятельности этой архитектурно-художественной группы.

Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930.

История «Баухауза» подробно изучена и описана в литературе. Все, кто интересовался архитектурой ХХ века, знают имена Вальтера Гропиуса, Оскара Шлеммера, Ганнеса Майера, Пауля Клее, Йоханнеса Иттена и других активных участников школы. В «Баухаузе» преподавал Василий Кандинский; интерес к немецким коллегам проявляли многие советские архитекторы-конструктивисты.Архитектурные и дизайнерские проекты «Баухауза» хорошо известны специалистам и знатокам. Организаторы выставки выбрали для более подробного рассмотрения «русский» аспект деятельности немецкой группы. В этом сюжете таится определенная интрига: ведь взаимоотношения авторов «Баухауза» с СССР были весьма непростыми. Глубокий взаимный интерес сменялся периодами разочарования и отторжения.

Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л.Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau.

Экспозицию составили документы, рассказывающие о проведении выставок современной немецкой архитектуры и изобразительного искусства в СССР в 20-х – начале 30-х годов: письма, фотографии, афиши, выдержки из прессы, рисунки. Те выставки, по убеждению организаторов, были одним из важнейших способов общения авангардных архитекторов Советского Союза и Германии (а фактически, и всей Европы).Пролог к выставке – два эмоциональных «Воззвания», которыми обменялись российские и германские левые художественные круги в 1919 году. Немецкие мастера в ту пору с интересом и симпатией вглядывались в российскую революционную действительность, видя в ней потенциальную площадку для социальных и художественных новаций. В энтузиазме этих воззваний было что-то утопическое. Постепенно связи архитекторов двух стран окрепли, и на рубеже 1924 и1925 гг. в Москве, Ленинграде и Саратове прошла «Первая всеобщая германская художественная выставка в СССР». Правда, «Баухауз» смог прислать на нее только живописные и графические работы своих участников. В частности, портрет Парацельса работы Шлеммера вызвал большой интерес, хотя и приобрел новое название «Пастор» (критики сочли его антиклерикальной сатирой).

Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ.
Выставка получила разноречивые отзывы, но как знакомство с творчеством зарубежных коллег оказалась весьма ценна. Она, можно сказать, проложила дорогу другим экспозициям и новым контактам. «Нужно использовать опыт “Баухауза” в наших строительных втузах», – призывал журнал «Советская архитектура». Начался обмен делегациями между двумя странами, а некоторые из баухаузовцев подолгу жили и работали в СССР.Внимание публики привлекла также «Первая выставка современной архитектуры», прошедшая в здании ВХУТЕМАСа на Рождественке в 1927 году –здесь зрители, среди прочего, увидели ряд дизайнерских работ авторов «Баухауза»(предметы мебели и посуды, ткани). Были показаны также наиболее интересные архитектурные проекты лидеров движения – здание школы в Дессау, жилые дома и др. А на «Выставке современной германской архитектуры» (1932 г.) москвичи могли познакомиться с проектами Вальтера Гропиуса и Миса ван дер Роэ.

Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930.

Впоследствии, по известным политическим причинам, контакты немецкой школы с советскими коллегами сократились и постепенно сошли на нет. В официальной печати стало принято ругать «Баухауз» за «буржуазность» и «формализм». Дольше всех проживший в нашей стране Ганнес Майер покинул СССР в 1936 году, разочаровавшись в советской действительности – в политических, архитектурно-художественных и бытовых ее аспектах.

Помещенное на выставке письмо Майера своему московскому коллеге Николаю Колли – один из наиболее ярких, хотя и грустных свидетельств о той эпохе.Выставка, выдержанная в строго документальном, «немецком» стиле,способна привлечь интерес историков и любителей архитектуры 1920-х- 1930-х годов. Любопытна она также в контексте широких общекультурных связей Советской России и Германии в тот период. Фотографии зданий в Дессау позволяют искать параллели между исканиями архитекторов «Баухауза» и творчеством отечественных конструктивистов и функционалистов. Работы этой немецкой школы вошли в классику мирового искусства и продолжают оказывать влияние на архитекторов наших дней.

***

куратор галереи ВХУТЕМАС Анна Ильичева

Анна Ильичева, зав. отделом музея МАРХИ, куратор Галереи ВХУТЕМАС :

– Связи нашего Музея и галереи ВХУТЕМАС с немецкими исследователями архитектуры 1920-х годов существуют давно. Эту выставку мы задумали год назад. Она – не об истории Баухауза в целом, но о том, как эту школу представляли московские архитекторы и художники 1920-х годов, в том числе вхутемасовцы. «Остовом» экспозиции служат московские выставки, в которых Баухауз принимал участие. Эти выставки окружал очень интересный контекст.Собранный здесь материал в таком ракурсе ранее нигде не выставлялся и не публиковался. Мы хотели, чтобы это была не просто история с красивыми картинками про Баухауз. Эта экспозиция создана по итогам большой научной работы, которая была проведена Музеем МАРХИ совместно с Фондом Баухауз Дессау, Архивом Баухауза в Берлине, а также при участии российских архивов и музеев – ГАРФ, РГАЛИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др. Обдумывая дизайн, мы сознательно отказались от реконструкций, имитаций и макетов. Нам важно было оставаться в рамках строго документального, архивного жанра. Ведь диалог, окотором рассказывает выставка, строился во многом именно на обмене мнениями,воззваниями, статьями, письмами и делегациями. В экспозиции мы постарались отразить также личные истории участников Баухауза, наиболее тесно связанных с Россией. Нам хотелось, чтобы эта выставка стала продолжением диалога, начатого в 1920-е годы.

Иллюстрации предоставлены Галереей ВХУТЕМАС

Адрес галереи: Рождественка, 11, м. Кузнецкий мост

Выставка работает до 29 декабря.
.

Comments are closed.